Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач
Филяева О.В., Владимиров Илья Юрьевич
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в сборнике трудов конференции
ГОД2017
ЯЗЫКRU
АННОТАЦИЯ
Инсайтные задачи характеризуются низкой осведомленностью решателя о его близости к нахождению ответа. В данном исследовании была предпринята попытка использовать эмоциональную оценку в качестве индикатора близости к ответу при решении инсайтных и алгебраических задач с помощью интервального самоотчета об эмоциональном состоянии испытуемых. Результаты показали, что эмоциональный отчет не связан с близостью к нахождению решения, повторяя результаты, полученные с помощью вербального самоотчета. Однако динамика изменения эмоционального статуса разнилась при решении инсайтных и алгебраических задач: инсайтные задачи провоцировали резкий негативный аффект незадолго до нахождения решения, но при этом вызывали значимо больший положительный аффект после нахождения решения. Результаты свидетельствуют о "невидимости" прогресса в решении инсайтных задач не только для когнитивных компонентов психики, но также и аффективных. Сильная аффективная реакция при решении инсайтных задач может являться механизмом подкрепления, стимулирующим лучшее запоминание сложного принципа решения таких задач
ЦИТАТА
Филяева, О.В. Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач / О.В. Филяева, И.Ю. Владимиров. В сборнике: Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017. – 2017. – С. 542-545
Проблема отсутствия объективных методов для изучения феномена инсайта - одна из центральных проблем современной психологии мышления. В данной работе в качестве такого метода был использован метод фикс...
В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосоз...
Одним из методов исследования специфики решения инсайтных за дач является варьирование различных параметров подсказки, которая так или иначе может повлиять на их решение. В своем исследовании мы опира...
В работе обсуждается серия исследований решения инсайтных задач, выполненная с использованием парадигмы двойной задачи. Полученные результаты анализируются в контексте идеи отечественной психологии мы...