Цель исследования - выявление психофизиологических механизмов иллюзии движения собственного тела. Разработан метод инициации и оценки выраженности иллюзии движения собственного тела, включающий созданные уникальные виртуальные среды для установки CAVE-system и определённые параметры глазодвигательной активности в совокупности с опросниковыми методиками. Установлено влияние таких сенсорных факторов, как «ширина угла обзора» и «скорость вращения стимуляции», а также когнитивного фактора «устойчивость системы определения положения тела в пространстве» на возникновение и интенсивность иллюзии. На основании результатов проведённых экспериментов была сформулирована модель формирования иллюзии движения собственного тела, в которой определена роль нистагменных движений глаз как одного из элементов работы системы определения положения тела в пространстве. Нарушения в реализации оптокинетического нистагма в предложенной модели рассмотрены как основной психофизиологический механизм возникновения зрительно индуцированной иллюзии движения собственного тела.
ЦИТАТА
Психофизиологические механизмы иллюзии движения собственного тела / А.И. Ковалёв, Г.Я. Меньшикова, В.А. Москвин, В.И. Белопольский, Ю.П. Зинченко диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2018.
В настоящей работе была предпринята попытка расширенной репликации эксперимента Эллис и др. (Ellis et al., 2011), где по динамике времени взгляда на лишнюю букву (дистрактор) при решении анаграмм было...
В статье приводятся результаты исследования динамики характеристик вариабельности сердечного ритма в процессе обучения в условиях виртуальной реальности высшего уровня и за монитором компьютера. Непре...
Настоящее исследование было посвящено оценке движений глаз при свободном рассматривании и оценке индивидуально-психологических качеств по выражениям лиц представителей «своей» и «другой» расы. Результ...
Пространственная навигация является одним из наиболее изученных видов поведения у животных и часто используется в качестве поведенческой задачи для изучения таких процессов как познание, обучение и па...