АННОТАЦИЯ
Стало традицией изучать восприятие выражений лица на материале статических изображений (фотоснимков: портретов и т.п.). Значительно реже исследователи обращаются к движениям лица, которые несут информацию не только о наличии эмоциональных состояний, но и о его развитии и завершении, содержат признаки произвольности/естественности экспрессии и указывают на характер готовящегося поведения коммуниканта. В ситуациях межличностного восприятия статика и динамика лица взаимодополняют друг друга, Согласно выполненным исследованиям чем выше качество визуальной информации - прописанность контура, текстуры, контрастности поверхности лица, тем менее заметна роль динамической составляющей и выше значение неподвижного "среза" передаваемого выражения. Снижая уровень детализации, исключая, например, контур лица либо содержательный контекст, смазывая изображения, можно добиться большего вклада динамики по сравнению со статикой (Fiorentini, Viviani, 2011; Fiorentini, Schmidt, Viviani, 2012; Katsyri, Sams, 2008). Сохраняется ли выявленная тенденция в условиях не только реального, но и кажущегося изменения лица? Если да, то в какой форме? Поиск ответа на этот вопрос выводит на общие закономерности восприятия подвижного лица коммуниканта в процессах непосредственного общения.
ЦИТАТА
Роль кажущегося движения в восприятии эмоциональных экспрессий лица / Е.А. Лободинская, В.А. Барабанщиков, А.О. Прохоров, Е.В. Печенкова, Д.В. Ушаков диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва , – 2019.