Цель: методологическое, теоретическое и практическое обоснование эргономического базиса создания искусственных иммерсивных сред для проектирования эрготехнических систем. Предложена новая методология эргономического проектирования обучающих средств и инструментов, реализующая концепцию взаимного проектирования человека и техники. Развита теория обучающих и профессиональных иммерсивных сред, позволяющая решать задачи инженерно-психологического проектирования эффективных систем интерфейса и тренажеров для подготовки и обеспечения деятельности операторов сложных эргатических систем. Экспериментально установлены оптимальные уровни иммерсивности тренажеров операторов систем слежения, позволяющие повысить эффективность профессиональной подготовки. Найдены зависимости скорости обучения операторов от уровней иммерсивности тренажеров. Предложены новые структуры систем иммерсивного интерфейса на базе индуцированных виртуальных сред. Дано психологическое обоснование и предложен новый перспективный класс обучающих систем.
В статье описаны особенности учета «человеческого фактора» при проектировании пользовательского интерфейса. Рассмотрены показатели характеризующие «дружественность» пользовательского интерфейса...
Обсуждается проблема приоритетов отечественной инженерной психологии и эргономики при разработке методов исследования в юзабилити. Показано, что некоторые из них можно считать признанными. В то же вре...
Обоснована связь постановки и решения проблемы субъекта на разных этапах развития инженерной психологии и эргономики с изменением представлений о научной рациональности (классическая, неклассическая, ...