Моделирование системной организации когнитивных процессов младших подростков | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Моделирование системной организации когнитивных процессов младших подростков

Цигичко Елена Александровна, Морозова И.С., Самойленко Е.С., Селиванов В.В., Морозова Ирина Станиславовна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Выявлены особенности системной организации когнитивных процессов младших подростков с учетом специфики психофизиологических показателей, возраста, пола и цифровизации образовательной среды как основы моделирования прогностического потенциала академической успешности. Особенности системной организации когнитивных процессов младших подростков проявляются в когерентной картине, представляющей собой совокупность инвариантных компонентов, объединенных в когнитивный домен и включающих вариативно взаимосвязанные параметры. Обосновано, что когнитивный домен младших подростков образован когнитивными процессами, отвечающими за усвоение, сохранение, воспроизведение, контроль познания и принятие решений. Структуры корреляционных взаимосвязей параметров когнитивных процессов имеют вариативное наполнение, обусловленное психофизиологическими, половыми и возрастными особенностями. Доказано, что методы нечетких множеств позволяют моделировать когнитивный домен как когерентную картину системной организации когнитивных процессов. Построение модели когнитивного домена позволяет прогнозировать академическую успешность младших подростков в различных образовательных средах. Своеобразие когнитивного домена в младшем подростковом возрасте определяется психофизиологическими, возрастными и половыми особенностями подростков. Компоненты когнитивного домена связаны с психофизиологическими параметрами, определяющими скорость протекания нервных процессов, доминирование процессов возбуждения, доминирование полушарий головного мозга. Шестиклассники демонстрируют более выраженную продуктивность процессов зрительного запоминания и узнавания, проявляют более высокий уровень устойчивости и избирательности внимания. Девочки демонстрируют более высокий уровень продуктивности процессов зрительного запоминания и узнавания, чем мальчики. У девочек значимо выше уровень устойчивости внимания. Когнитивные процессы младших подростков в условиях цифровой образовательной среды имеют выраженную специфику, связанную с более высокой продуктивностью зрительного и слухового запоминания, пониманием простых указаний и их осуществлением, решением арифметических задач, развитостью устойчивости внимания. Учет специфики вариативного наполнения инвариантных компонентов когнитивного домена позволяет прогнозировать академическую успешность младших подростков.
ЦИТАТА
Моделирование системной организации когнитивных процессов младших подростков / Е.А. Цигичко, И.С. Морозова, Е.С. Самойленко, В.В. Селиванов, И.С. Морозова – 2023.
АВТОРЫ

Самойленко Елена Станиславовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

129
СРАВНЕНИЕ COMPARISON СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2018 год

2011 год