АННОТАЦИЯ
Выявлены особенности системной организации когнитивных процессов младших подростков с учетом специфики психофизиологических показателей, возраста, пола и цифровизации образовательной среды как основы моделирования прогностического потенциала академической успешности. Особенности системной организации когнитивных процессов младших подростков проявляются в когерентной картине, представляющей собой совокупность инвариантных компонентов, объединенных в когнитивный домен и включающих вариативно взаимосвязанные параметры. Обосновано, что когнитивный домен младших подростков образован когнитивными процессами, отвечающими за усвоение, сохранение, воспроизведение, контроль познания и принятие решений. Структуры корреляционных взаимосвязей параметров когнитивных процессов имеют вариативное наполнение, обусловленное психофизиологическими, половыми и возрастными особенностями. Доказано, что методы нечетких множеств позволяют моделировать когнитивный домен как когерентную картину системной организации когнитивных процессов. Построение модели когнитивного домена позволяет прогнозировать академическую успешность младших подростков в различных образовательных средах. Своеобразие когнитивного домена в младшем подростковом возрасте определяется психофизиологическими, возрастными и половыми особенностями подростков. Компоненты когнитивного домена связаны с психофизиологическими параметрами, определяющими скорость протекания нервных процессов, доминирование процессов возбуждения, доминирование полушарий головного мозга. Шестиклассники демонстрируют более выраженную продуктивность процессов зрительного запоминания и узнавания, проявляют более высокий уровень устойчивости и избирательности внимания. Девочки демонстрируют более высокий уровень продуктивности процессов зрительного запоминания и узнавания, чем мальчики. У девочек значимо выше уровень устойчивости внимания. Когнитивные процессы младших подростков в условиях цифровой образовательной среды имеют выраженную специфику, связанную с более высокой продуктивностью зрительного и слухового запоминания, пониманием простых указаний и их осуществлением, решением арифметических задач, развитостью устойчивости внимания. Учет специфики вариативного наполнения инвариантных компонентов когнитивного домена позволяет прогнозировать академическую успешность младших подростков.
ЦИТАТА
Моделирование системной организации когнитивных процессов младших подростков / Е.А. Цигичко, И.С. Морозова, Е.С. Самойленко, В.В. Селиванов, И.С. Морозова – 2023.