АННОТАЦИЯ
В статье показано, что изучением проблем профессионализма на протяжении многих десятилетий были заняты специалисты самых разных отраслей науки (философы, социологи, педагоги, экономисты, психологи и др.). В соответствии с ними “профессионализм” операционализирован прежде всего в рамках смежных теоретических направлений (философских, социальных, аксеологических, акмеологических, педагогических и т.д.). В контексте проведенного исследования предлагается опираться на обобщенный (интегральный) подход, связанный с рассмотрением профессионализма как единой сложноорганизованной социально-психологической феноменологии. Целью исследования стал анализ структурных и содержательных элементов представлений пользователей социальных сетей о профессионализме. С методологической точки зрения представления личности рассматриваются как разнообразные содержательные и структурные элементы, которые упорядочиваются в единую мировоззренческую позицию. Произведен автоматизированный (нейросетевой) анализ наиболее часто повторяющихся высказываний о профессионализме. Исследование показало, что в обыденном сознании пользователей социальных сетей можно выделить семь основных тематических концептов, таких как деятельность, география, экономические факторы, выбор профессии, социальная среда, время и образование. По критерию осознаваемого/неосознаваемого показан ряд значимых составляющих профессионализма, которые не находят своего отражения в сообщениях пользователей. Также выявлен ряд разнообразных, мало употребляемых, требующих дальнейшего изучения и систематизации смысловых конструктов (например, уникальных признаков различных профессий), место и роль которых пока недостаточно ясны, что предполагает дальнейший анализ проблемы.
ЦИТАТА
Обыденные представления о профессионализме как интегральном социально-психологическом феномене / Ф.О. Семенова, Д.А. Китова, А.А. Алдашева, О.В. Рунец // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45. – № 5. – С. 45-53