Перенос навыка, сердечный ритм и индивидуальные различия при научении достижению поощрения или избеганию потери | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Перенос навыка, сердечный ритм и индивидуальные различия при научении достижению поощрения или избеганию потери

Созинов А.А., Бахчина А.В., Кудинов С.С., Александров Ю.И.
Психологический журнал ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2024
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Действия, выполняемые для достижения чего-то желаемого и для избегания нежелательного, различаются показателями поведения и мозговой активности, даже если эти действия кажутся внешне одинаковыми. Согласно развиваемым нами представлениям, функциональные системы поведения для достижения и избегания формируются, включаясь в два разных домена индивидуального опыта - достижения и избегания, которые обеспечивают разную степень дифференцированности взаимодействия индивида со средой. Опираясь на полученные ранее данные о соответствии между выборочной энтропией сердечного ритма и степенью дифференцированности поведения, мы регистрировали сердечный ритм у студентов вузов во время выполнения двух заданий на компьютере в разной последовательности и в двух мотивационных контекстах. Было обнаружено, что эффект переноса выше в контексте достижения, чем в контексте избегания. Этот результат соответствует представлению и полученным ранее данным о большей дифференцированности домена опыта избегания по сравнению с доменом опыта достижения. В то же время различий выборочной энтропии между контекстами выявлено не было предположительно из-за более выраженного эффекта ее динамики при выполнении заданий. Кроме того, показано, что выборочная энтропия различается у аналитичных и холистичных индивидов, и это различие также связывается с особенностями их структуры опыта. Сравнение показателей у участников с разной выраженностью индивидуальных свойств показало, что аналитичные участники по сравнению с холистичными быстрее выполняют часть одного из заданий и начинают его выполнение с более низких значений энтропии. Результаты обсуждаются с точки зрения представления о регрессии - временного снижения дифференцированности на начальных стадиях научения.
ЦИТАТА
Перенос навыка, сердечный ритм и индивидуальные различия при научении достижению поощрения или избеганию потери / А.А. Созинов, А.В. Бахчина, С.С. Кудинов, Ю.И. Александров // Психологический журнал. – 2024. – Т. 45. – № 5. – С. 54-64
АВТОРЫ

Созинов Алексей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

64
НАУЧЕНИЕ LEARNING ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Бахчина Анастасия Владимировна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

102
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА HEART RATE VARIABILITY СТРЕСС

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

440
НАУЧЕНИЕ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2013 год

2018 год

2020 год