АННОТАЦИЯ
Адаптивные и интеллектуальные образовательные системы позволяют учащимся получать образование, соответствующее их индивидуальным потребностям и способностям. Для эффективного обучения необходимо не только качественное содержание курса, но и персонализированный подход к обучающимся, который адаптивные системы способны предоставить. Кроме того, цифровые инструменты способны сгладить кадровый дефицит на всех уровнях рынка образовательных услуг. В статье рассмотрены необходимые элементы адаптивной образовательной системы: модель домена знания, модель пользователя, модель адаптации и модель объяснения. Обсуждается влияние каждого из них на эффективность существующих и потенциально возможных систем. Особое внимание уделено индивидуальным характеристикам, которые создатели адаптивных систем используют для построения модели пользователя. Анализируются методы оценки этих характеристик и способы повышения точности их идентификации. Предложены не используемые в настоящее время механизмы адаптивности, которые ориентированы на овладение в большей степени новыми средствами и инструментами, чем знаниями как таковыми. В частности, рассмотрено взаимодействие «человек - компьютер», включающее индивидуальный и групповой формат, с участием как учащегося, так и преподавателя. В заключение обсуждаются перспективы использования искусственного интеллекта и коллаборативных инструментов в создании и улучшении адаптивных систем, обосновывается необходимость междисциплинарного взаимодействия и учета сложных моделей когнитивных процессов при их создании и тестировании.
ЦИТАТА
Скворчевский, К.А. Современные адаптивные и интеллектуальные цифровые системы обучения: механизмы и потенциал / К.А. Скворчевский, О.В. Дятлова // Вопросы образования. – 2024. – № 3 (2). – С. 299-337