Тесты когнитивных способностей, психодиагностические инструменты для измерения когнитивных (познавательных) способностей. Включают в себя стандартизированные методики для диагностики общего уровня интеллекта, структуры интеллекта и отдельных познавательных способностей. Тесты когнитивных способностей характеризуются высокой надёжностью и ограниченной областью валидности. Измерение уровня интеллекта позволяет предсказывать учебную успеваемость и эффективность умственного труда, но недостаточно для прогноза успешности в конкретных видах деятельности. В целях профориентации и отбора применяют комплексные батареи способностей, результаты которых представляют собой профильные оценки. При проведении клинико-психологического обследования используют специальные тесты для диагностики снижения когнитивных способностей.
Кратко изложена научная биография В.Н. Дружинина и его вклад в психологию способностей и интеллекта, общую и когнитивную психологию, психодиагностику и психологию семьи. Выделены ключевые идеи его нау...
Статья посвящена малоизученной проблеме параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия “сложность” задания приводит к смешению разнородных проблем ...
В статье рассматриваются различные подходы к оценке когнитивного ресурса, понимаемого как «протоспособность» когнитивной сферы, как инфраструктура интеллекта в самом широком его понимании. Эмпирическа...
Статья посвящена описанию разработки методики диагностики дискурсивных способностей как операционализированной части коммуникативной компетенции, позволяющей человеку инициировать, поддерживать, разве...